Классицизм в интерьере

Классицизм в интерьере

Сегодня речь в основном пойдет о позднем классицизме. Его в XIX столетии стали называть неоклассицизмом.

Тем самым подчеркивалась новая волна увлечения классической древностью, вызванная крупными археологическими находками (Геркуланума и Помпеи), путешествиями в Грецию и Малую Азию и огромным количеством научно-познавательных публикаций.

В целом, хотя греческая культура была менее известна в XVII – XVIII веках, чем римская, классицизм этого периода был ориентирован именно на Грецию.

К тому же он развивался под сильным влиянием вкусов рококо, хотя был программно оппозиционен гедонизму этого стиля, отвергал его бессодержательность и утверждал пафос гражданских общественных идеалов «Золотого века» греческой истории.

Архитектура классицизма

Светская архитектура наиболее полно отвечала нормативным в своей основе эстетическим требованиям классицизма.

В постройках городского и загородного типа складывается ряд формальных принципов: горизонталь преобладает над вертикалью, композиционно подчеркивается ось симметрии, строго соблюдаются правила модульной архитектуры великих зодчих итальянского Возрождения А. Палладио, Дж. Б. да Виньола, С. Серлио.

Эти правила утверждают ту самую архитектонику (ясную читаемость, логику согласованности целого и частей), которая лежит в основе построек классицизма.

Ордерный лепной декор (пилястры, капители, карнизы, аттики, фронтоны) играл теперь скорее декоративную роль. Это было уже историческое «воскрешение» античности, хотя и вызванное поиском тектоники в ордере.

Отвергая асимметрию и чувственный динамизм, иллюзионизм барокко архитекторы классицизма оперируют сочетаниями правильных геометрических форм – центрическими, квадратными, прямоугольными.

Архитектура классицизма

Архитектура классицизма

Именно эти формы выбираются для находящегося во втором этаже особняка парадного зала, от которого расходятся анфилады помещений и через который пролегает центральная ось здания и примыкающих к нему с обеих сторон дворов. На фасаде центральная ось обозначается фронтоном четкого рисунка (классицизм всегда предпочитал рисунок живописи), строгим треугольным фронтоном портика.

Рустованный цоколь нижнего этажа, явная горизонталь антаблемента, колоннады верхних этажей, состоящие из ярусов колонн различных ордеров (внизу – более тяжелого дорического, вверху – изящного ионического) дополняют строгие пропорции и прорисовку фасада центрального ризалита особняка. Два боковых флигеля, примыкающих к зданию, менее богаты декором.

Оба фасада особняка классицизма одинаково парадно-представительны. Залы и террасы обычно выходят в парк, связанный со зданием единой регулярной системой планировки. Особняк композиционно господствует над парком, который служит его естественным продолжением и является образцом симметрии, роскоши и нарядности.

Интерьеры классицизма

Внутреннее оформление особняка тоже диктовалось модой на все античное. Стукковый декор, повторяющий элементы античной орнаментики (овы, пальметты, меандр, акант, а также открытые в ходе недавних раскопок формы), был заключен в прямоугольные рамки.

В обрамлении располагались и настенные панно. Сюжеты и колорит вторили греческим, римским, этрусским мотивам. В моде были сюжеты, почерпнутые из росписей Геркуланума и Помпеи: фигурки нарядных танцовщиц, бордюры из стилизованных растений, фигурок сфинксов, дельфинов, львов, лебедей.

Интерьеры классицизма

Интерьеры классицизма

Стены залов украшали популярные с XVII века «героические пейзажи» с изображением идеальной природы в духе Пуссена или Лоррена, а также распространившиеся в XVIII столетии пейзажи-ведуты, точно воспроизводящие городское пространство.

Ведуты создавались художниками с помощью оптической камеры, позволявшей скрупулезно перенести на бумагу все подробности реальной картины. В этой же технике исполнялись станковые произведения, украшавшие апартаменты, – рисунки и живописные полотна.

В арочных проемах и нишах залов выставлялась античная скульптура – подлинники или копии. Покупались они в антикварных лавках или приобретались коллекционерами через специалистов, хорошо знакомых с европейским художественным рынком. Кроме того, коллекции антиков собирались во время путешествий по Италии, ставших модными в среде европейской аристократии.

Дома совершивших подобное путешествие (или «Grand Tour», как его называли на английский манер) вскоре пополнялись портретом хозяев на фоне Форума, Колизея, Пантеона или других известных памятников.

Мебель классицизма

Элементы античного декора становятся непременными и в мебели. До эпохи Наполеона она сохраняет легкие, достаточно изящные формы, а ее оформление вторит живописной и стукковой декорации «a l`antique».

В отличие от мастеров барокко и рококо, теперешние мебельщики предпочитают симметричные, прямоугольные очертания. Ножки шкафов, стульев, кресел, диванов, столов делаются прямыми, в виде балясин с каннелюрами. Часто используется красное и черное дерево, предметы мебели украшаются вставками из севрского фарфора, слоновой кости, накладками из золоченой меди, бронзы.

В моду входят бюро с крышками цилиндрической формы, небольшие дамские секретеры, шкафчики-консоли с низкими ножами в виде балясин с каннелюрами, чуть сужающимися книзу.

Популярны настольные зеркала («псише») на двух стойках в виде колонн, опирающихся на крепкий цоколь, и особенно – столики-треножники, имитирующие подобные предметы с фресок Геркуланума и Помпеи. По-прежнему распространены ширмы в стиле «шинуазри», обтянутые светлым атласом и расписанные «китайскими» мотивами.

Мебель классицизма

Мебель классицизма

Со временем стулья приобретали все более простые формы, сохраняя чуть изогнутые назад спинки, удобные легкие сиденья, передние ножки в виде балясин с каннелюрами. Кровати постепенно освобождались от балдахинов, спинки становились более легкими, прямоугольной формы. Законодателями моды в мебели классицизма были английские дизайнеры Т. Чиппендейл и Р. Адам, работавшие в XVIII веке и создавшие каждый свой стиль.

При сохранении некоторой криволинейности форм, их произведения имели легкие ручки и ножки, а резной декор спинок отличался ясностью и логикой.

В пропорциях преобладали симметрия и прямые линии. Появились специальные сборники образцов мебели, в которых использовались античные формы и декор. Эти сборники оказали значительное влияние на развитие европейского мебельного дизайна последующего времени.

Видя идеал классической гармонии в античности, художники классицизма воплощали в произведениях искусства свое видение классики. В конце XVIII столетия увлечение античностью превращается не просто в моду, а в некую манию, обретает интернациональный характер.

А с установлением империи Наполеона Бонапарта античные формы уже искусственно насаждаются в подчиненных императору странах, становясь воплощением идеалов сильной монархической власти.

Так начинается новый этап классицизма – европейского «стиля империи» (1799 – 1815) с его совершенно новыми задачами и эстетической программой созвучной общественному мышлению новой эпохи.

Рекомендуем